Формула успеха: рулевое колесо

рулевое колесо

Гонщики Формулы 1 могут быть очень талантливыми пилотами, но у каждого из них есть супер помощник в их болиде – рулевое колесо.

Без всего множества этих переключателей и лепестков из углеродного волокна, современные гонщики F1 были бы беспомощны. Когда-то гоночная легенда сэр Стирлинг Мосс сказал, что «это просто способ управления автомобилем в повороте». С тех давних пор функции рулевого колеса вышли за границы этой основной задачи.

От вырезанной из дерева баранки, которое использовал Мосс в 1951 в своем дебюте в Formula 1, к алюминиевой пластине со специальными мягкими вставками в местах обхвата. И в последние 20 лет рулевое колесо стало многофункциональным, высокотехнологичным помощником пилота.

«Внедряемые технологии просто фантастичны. Это очень, очень высокопроизводительный компьютер — мозг автомобиля. На задней крышке руля находятся лепестки для переключения передач и управления сцеплением. На передней панели, пилот видит красочный массив кнопок, переключателей и дисплеев. Нажатием клавиш активируются такие системы автомобиля как DRS (регулируемое заднее антикрыло) которая помогает при обгонах, KERS (система рекуперативного торможения), и даже есть возможность управлять системой подачи воды внутри шлема. Гонщик также может общаться со своей командой по радио и подтверждать заезд на пит-стоп» : говорит Гэри Андерсон, бывший конструктор F1 для Jordan, Stewart и Jaguar.

Данные с датчиков установленных на автомобиле передаются в техническую службу команды, где могут оперативно отследить насколько эффективно пилот использует ресурсы рулевого колеса для управления параметрами автомобиля, в том числе расходом топлива, шин и настройками двигателя и дифференциала, который распределяет мощность двигателя передавая ее на задние колеса и влияя на управляемость. От техников по командному радио вы можете услышать: «переход на красное семь» это означает, что пилот поворачивает красную кнопку до семи, которой меняет настройки дифференциала.

Руль в болиде также выступает в качестве центра сообщений. Например, может предупреждать пилота, когда машина безопасности на треке и какое ограничение скорости действует в этот момент. И наконец, электронная шкала перед глазами пилота показывает количество оборотов двигателя и оптимальное время для переключения передачи.

Запасное колесо

Льюис Хэмилтон сменил пять рулей в течение Гран При Индии 2012 года, его команда McLaren каждый раз давала ему новый, когда он заезжал на пит-стоп. Такая ситуация происходит достаточно редко, и если рулевое колесо выходит из строя, то автомобиль сразу направляется в боксы.

Бывший пилот Роберт Кубица, который получил серьезную травму в аварии на ралли в 2010 году, возможно бы триумфально вернулся в гонки, но сейчас это невозможно просто потому, что у него нет необходимой гибкости в руке, которая нужна для работы с клавишами рулевого колеса. Кстати, многие пилоты F1, тренируют свои пальцы, играя в компьютерные симуляторы.

Технологии рулевого колеса вряд ли продвинуться дальше в ближайшем будущем, так как развитие технологий, означает передачу управления от пилота к компьютеру. Чтобы этого не произошло, руководящий орган автоспорта FIA установил ряд ограничивающих правил, самое главное из которых — пилот должен водить машину в одиночку и без посторонней помощи.

Знаете ли вы?

Сейчас каждая команда может самостоятельно выбирать планировку расположения кнопок и дизайн своих рулей, но электронное сердце автомобиля — ECU — одинаковое всех 12 команд. Именно по этой причине, контроль тяги, который помогает предотвратить пробуксовку, был запрещен в 2008 году и командам было приказано использовать тот же электронный блок управления (ECU), который производится компанией McLaren, для управления болидом. В ближайшие годы мы больше не увидим такого рывка технологий в этой сфере который произошел в прошедшие 20 лет, ведь мы хотим видеть как пилот управляет машиной и именно он является героем, приходя на финиш первым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: